Автомобиль и реклама, введение

Фотостудия ЛЕОПАРТ, Москва, 2007 год.
«Автомобиль в рекламной фотографии»

Трудно найти любой другой объект человеческого потребления, который сочетал бы в себе столько разносторонних рациональных и эмоциональных качеств, как автомобиль. С одной стороны – это транспортное средство, используемое массово и повсеместно. Прожить без него невозможно, и принуждать человека к самому факту его приобретения для утилитарного применения нет нужды. Скорее, сегодня перед продавцом стоит задача заставить покупателя сделать «нужный» выбор, правильно расписав все преимущества и достоинства конкретного бренда и конкретной модели.

Нынешнее время не очень благоволит производителю, рекламисту и продавцу машины. Автомобиль становится все сложнее, возрастают расходы на его разработку и создание. На рынок выходят новые игроки, особенно из Китая и других стран Азии, не слишком озабоченные ни качеством, ни экологией, ни соблюдением авторских прав в копировании технических идей, экстерьера и даже наименований автомобиля. Покупатель, напротив, становится все капризнее и разборчивей. Третий игрок на этом рынке – государства (особенно такие, как Россия), непредсказуемо меняющие общую неблагоприятную ситуацию – как правило, в сторону ухудшения.

Реклама Форда 20-х гг.
Реклама Форда 20-х гг.

Именно поэтому всем без исключения автомобильным корпорациям, даже тем, кто уже почти задохнулся от конкуренции, приходится вкладывать гигантские средства в рекламу своей продукции. Одним производителям и продавцам реклама продлевает агонию, но она же дает более удачливым шанс захватывать новые рынки и дальше развивать свой бизнес. Остроты в ситуацию добавляют слияния, поглощения, продажа, смерть и возрождение брендов, постоянная смена модельных рядов, рост благосостояния населения на развивающихся рынках и т.п. Ясно, что рекламщики в такой ситуации без работы не сидят. Традиционно затраты на рекламу автомобилей только в США превышают $10 млрд в год. По нарастающей развивается рекламный рынок автомобилей в России, догоняя и обгоняя растущий спрос. Однако традиционно до 60% рекламных бюджетов уходит на телевидение. И только 20-25% – в печатные издания, 10-15% – в наружную рекламу и Интернет, где, собственно, и востребована рекламная фотография автомобиля. К счастью для фотографов, это привычное соотношение стремительно меняется в сторону Интернета и печатных изданий. Если не принимать во внимание фактор широты охвата целевой аудитории (количественный), то эффективность (качественный охват ЦА – affinity-индекс) рекламы в печатных СМИ в три раза выше телевизионной. Разумеется, никакая печатная реклама не обходится без фотографий. Однако даже на этом потенциально расширяющемся рынке фотографу становится все более тесно и некомфортно. Еще более туманны перспективы и направления развития.

Обзор написан на основе личного опыта, большинство использованных цифр взяты из практики – к сожалению, только малую часть полезной информации можно почерпнуть в сторонних источниках. Все данные на этом высококонкурентном рынке составляют коммерческую тайну и хорошо охраняются, именно поэтому так короток список использованной литературы.

Соответственно, основная цель данной работы – определить современные тенденции и выявить те особенности рекламной фотографии автомобиля, которые способствуют выработке конкурентных преимуществ на рынке. Основными задачами работы являются:

  • определение современных тенденций в рекламной фотографии с использованием автомобиля;
  • анализ наиболее часто совершаемых рекламистами ошибок;
  • изучение психологии потребителя автомобиля и рекламиста-заказчика (за редким исключением, это два разных психотипа и по потребностям, и по целям, и по логике);
  • определение способов их примирения и использования для успешной рекламной кампании.

Для начала следует поискать истоки конкурентоспособности в изучении недолгой истории и традиций автомобильной рекламной фотографии.

Вернуться к оглавлению.

 Индекс цитирования.