Эволюция автомобиля в сознании потребителя

Фотостудия ЛЕОПАРТ, Москва, 2007 год.
«Автомобиль в рекламной фотографии»

Эволюция автомобиля
в сознании потребителя

Как уже подчеркивалось выше, автомобиль был и есть, по сути, объект бездушный и сугубо утилитарный. Предназначенный для облегчения жизни человека и получения дополнительной прибыли в бизнесе, он давно вышел за эти рамки. С момента рождения автомобиля (а в историческом смысле он родился почти вместе с фотографией), человеческая психология превратила его из утилитарного средства в предмет самореализации, самоидентификации человека и его престижа. Автомобиль всегда на виду, он имеет бренд, размер, цвет, мощность двигателя, скорость, дополнительное оборудование – а значит, это все может быть использовано производителем и маркетологом для эксплуатации эмоционально-модно-престижно обоснованного спроса в дополнение к очевидно рациональному. Это то поле, на котором пасется сегодня большинство рекламщиков и маркетологов, но для выживания мало просто безжалостно эксплуатировать вечные человеческие слабости; современное влияние на человека СМИ и Интернета позволяет создавать мнимые потребности и новые комплексы.

Роль рекламного фотографа в этой цепочке сводится к технически совершенной поддержке визуальной составляющей всех процессов. Начиналось все с малого: убедить человечество пересесть с кареты на неудобную, дурно пахнущую и неудобную повозку. Лучшие первые рекламисты рождались из заядлых фанатиков-автомобилистов. Вот как описывает то время знаменитый рекламист Клод Хопкинс в своей книге «Моя жизнь в рекламе».

«Свою первую рекламу автомобилей я написал в 1899 г. Это была реклама парового автомобиля, произведенного в Милуоки. Мой проспект назывался “Спорт королей”. Мой собственный автомобиль был первым в Расине. Мой первый день владения автомобилем стоил мне $300. Автомобиль распугал ломовых лошадей и причинил много другого ущерба.Я был водителем и механиком. На запуск двигателя уходило 30 минут. Мы зависели от машины, поскольку нам нужно было поспеть на поезд. И не только по этой причине. Запуск был небольшой проблемой по сравнению с поддержанием машины в рабочем состоянии. Если мы проезжали десять миль без поломки, это был рекорд. Когда мы добирались до Милуоки, – преодолевая расстояние в 25 миль, – мы ехали сразу же на завод для ремонта и редко возвращались назад в тот же день.

Каждые десять миль мы останавливались, чтобы залить воду. Затем мы следили за показанием манометра парового котла. Во время движения машины вода закачивалась, часто машина двигалась очень медленно по старым дорогам, и котел недополучал воды. Наши сиденья были над котлом. Я помню вечера на грязных дорогах, когда мы наблюдали за показаниями манометра. Мы знали, что при определенном давлении котел может взорваться, но продолжали ехать, чтобы сократить расстояние нашего пешего пути домой. Есть более приятные занятия, чем сидеть на котле темной ночью, ожидая взрыва и оценивая расстояние до дома. Но этот опыт сделал меня заядлым автомобилистом. За многие годы я написал успешные рекламы около 20 автомобилей.» (Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе. – М.: Эксмо-Пресс, 2006, с.5.)

Понятно, что не каждый был готов безропотно выносить подобные трудности и еще оплачивать их. Без собственного желания подстегнуть спрос человека на такое жертвоприношение не помогли бы ни реклама, ни PR. Вряд ли первые автомобили покупали из-за скорости, удобства или по другим практическим причинам. Наверное, нынешнее поколение назвало бы такую покупку «для престижа». Немалую роль сыграли человеческое любопытство и неугомонность. Трудно было бы ожидать в этих условиях рождения полноценной рекламной фотографии. Хотя – если рассматривать эмоционально провоцирующий аспект, наличествующий в любой хорошей фотографии, как аналогичный по силе и результату большинству рекламных манипуляций – то можно допустить толкование любого документального фото в то время как рекламного. Важна была уже сама визуальная констатация факта для знакомства широких масс с новым изобретением. Фотографии знаменитых личностей на и с автомобилями заменяли нынешние PR-кампании. Фотография демонстрировала и провоцировала – все остальное делало человеческое любопытство, амбиции и технический прогресс.

Вернуться к оглавлению.

 Индекс цитирования.