Архитектурная фотосъемка: современность (часть 1)

Текст: Фотостудия ЛЕОПАРТ, Москва, 2010 год.
«Современная архитектурная фотосъемка»

Заметили ли вы, что уже давно из печати не выходит календарей с красивыми городскими видами? А в тех, что появляются, использованы большей частью старые фотографии, сделанные два десятилетия назад? Не испугали вас своей серостью рекламные плакаты с изображением усадьбы Царицино, расклеенные летом на билбордах по всей Москве?

Сложившаяся ситуация отражает те изменения, которые произошли и в области фотографии, и в целом в обществе за последние годы.

В первую очередь они касаются городской среды. Переполненность московских улиц автомобилями, киосками, торговыми палатками, рекламными плакатами и перетяжками, столбами с переплетениями электрических проводов ограничивает выбор ракурсов настолько, что иногда проведение самой съемки невозможно. Если раньше можно было подняться на несколько этажей в самом удобном подъезде близлежащего здания, а все крыши были в распоряжении фотографов, то сейчас найти открытую дверь практически невозможно. Простая попытка подняться на крышу для съемки чревата походом в милицию в сопровождении наряда, вызванного бдительными соседями. Но если в жилых домах еще можно договориться с жильцами, то в центре Москвы многочисленные офисные охранники даже не имеют полномочий разрешить вход фотографа (хотя иногда, конечно, эту проблему легко решает небольшая денежная сумма).

Однако кроме физических преград на пути фотографа часто встают преграды юридические. Во-первых, это новомодное понятие property release, которое каждый толкует в меру своего понимания. Утрированное изложение этого правила предполагает получение разрешения на фотосъемку и на использование изображения объекта от его собственника или от владельца интеллектуальных собственности (например, от автора проекта). На месте же любой арендатор может легко оперировать сутью этого понятия в меру своего понимания и образования.

Во-вторых, любую фотосъемку часто осложняет тот факт, что в России не существует (и не может существовать) исчерпывающего списка тех мест, где фотографировать нельзя. Собственно, прямой запрет существует только для особо охраняемых объектов: четкие законодательные ограничения прописаны, например, для Красной площади, Кремля и прилегающих территорий. Беда в том, что во всех иных местах каждый собственник в лице охранника готов устанавливать свои правила и самостоятельно толковать законы. Общее правило — съемка со штатива априори считается профессиональной, а запрет на проведение профессиональной съемки собственники и арендаторы устанавливают повсеместно. Качественная архитектурная съемка в таких условиях обрастает дополнительными согласованиями и ограничениями, что приводит к удорожанию и усложнению. Или к неминуемому снижению качества архитектурной фотографии…

Что мешает фотографу и заказчику найти общий язык? В первую очередь, посредник в лице неспециалиста, которому поручено найти исполнителя. Как правило, это дело поручается секретарше: та честно обзванивает всех фотографов одного за другим, не имея ни сил, ни желания выбирать что-то хорошее среди недорогого; ни общего уровня миропонимания, чтобы правильно сформулировать вопросы и понять ответы; ни знания механизмов ценообразования в области архитектурной и интерьерной фотографии, которые зачастую никак не коррелированны с конечным результатом. В результате действительно важные сведения, необходимые для принятия грамотного решения, оседают где-то у посредника, а переданные заказчику записи превращаются в столбики цен, из которых и производится выбор.

Вернуться к оглавлению. Посмотреть примеры архитектурной фотографии.

 Индекс цитирования.