Архитектурная фотосъемка: перспективы (часть 2)

Текст: Фотостудия ЛЕОПАРТ, Москва, 2010 год.
«Современная архитектурная фотосъемка»

Что же необходимо знать, чтобы оценить сложность фотосъемки вашего здания? Во-первых, следует помнить, что фотография — это свет, и архитектурная фотография не исключение. От наличия или отсутствия освещения, от его особенностей зависит то, станет ли архитектурное сооружение плоским и безликим или заиграет объемом и красками. Огромное значение на архитектурной фотографии имеет небо, которое заполняет пустое поле кадра. В отличие от фотосъемки модели в фотостудии, где можно подчеркнуть малейшие нюансы установкой неограниченного количества источников света, здание подсветить нечем. Сторону света, куда обращен фасад, не повернуть и не подвинуть; значит, привязка ко времени съемки и к погодным условиям очень жесткая, а в таком городе, как Москва, — просто критическая. Время, за которое фотограф доберется по пробкам до нужного здания, больше, чем время, за которое могут кардинально измениться погодные условия. Убедить заказчика оплачивать потраченное впустую время мало кому удается, поэтому архитектурная фотография медленно, но верно мигрирует в зону малоэтажных загородных строений. Или — в фотобанки: удачный кадр профессионального фотографа, чаще случайно оказавшегося в нужное время в нужном месте, может годами ждать своего покупателя. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: к тем изменениям в обществе, которые могут вывести архитектурную фотографию на новый уровень.

Повсеместная компьютеризация; внедрение новейших технологий во всех областях, включая фотографию; простота передачи информации через Интернет — все это делает профессиональную архитектурную фотосъемку более доступной для конечного потребителя. Сегодня мало кого удивит возможность связаться с противоположным концом мира и за несколько дней не только провести фотосъемку существующих зданий в конкретном месте, но и с помощью 3D-моделирования «вписать» еще проектируемое здание в положенное место. Более того, иногда даже проще использовать (в частности, в рекламе) компьютерную 3D-модель здания, избавленную от лишних элементов вроде рекламных объявлений, автомобилей, проводов и прочего. В первую очередь это касается современных зданий, разработка которых в любом случае не обходится без создания подобной модели.

В тех же случаях, когда подобный подход экономически необоснован или неприемлем по другим причинам, цифровая фотография расширяет возможности коррекции и улучшения изображения: от удаления посторонних элементов из поля кадра и устранения дисторсии широкоугольной оптики до расширения динамического диапазона кадров и панорамной съемки. Однако всегда следует помнить, что оправдано внесение изменений в изображение архитектурного объекта или нет — вопрос открытый. Для рекламной фотосъемки подобное «приукрашивание действительности» не просто характерно, а необходимо — ведь конкуренты не преминут воспользоваться мощью современных графических редакторов. Более того, любая фотокамера (цифровая ли, пленочная — на данный момент разница в изображении сведена к минимуму, а первая значительно удобней как для заказчика, так и для фотографа) видит не всегда то, что видит человеческий глаз, и стремление к более точному отображению действительности посредством компьютерной обработки вполне естественно. В первую очередь это утверждение касается бюджетных и компактных фотокамер, у которых фокусное расстояние объектива и динамический диапазон никоим образом не предназначены для фотосъемки архитектуры, но на которые (по нашему опыту) многие упорно пытаются ее произвести. Как правило, результаты подобных попыток можно найти в газетах вроде «Из рук в руки», в то время как в глянцевых и более серьезных изданиях встречаются уже работы профессиональных фотографов.

Однако, в любом случае, выбор фотографа всегда должен быть экономически обоснованным. Поэтому грамотный руководитель всегда первым делом оценивает, чего он хочет добиться от фотосъемки и ради чего та заказывается, и уже после этого принимает решение — отдать ли собственный фотоаппарат в руки талантливого сотрудника или обратиться к профессиональному фотографу.

Вернуться к оглавлению. Посмотреть примеры архитектурной фотографии.

 Индекс цитирования.