Как сделать HDR фото

Автор: фотограф Константин Крыловский. 2006 год.

Сразу оговорюсь, необходимость подобного метода сомнительна. По большому счету, это даже не HDR, назовем его псевдо-HDR. Поскольку для создания HDR-фото всегда необходимо несколько снимков с разной экспозицией, а в жизни в руки фотографа часто попадает один кадр, то именно псевдо-HDR является единственным способом поднять выразительность. То есть псевдо-HDR нужен в тех случаях, когда при съемке об этом не позаботились:

Исаакиевский собор, HDR фото

1) Например, при использовании самого простого цифрового компакта, где в принципе отсутствует режим Bracketing (брекетинг экспозиции, т.е. возможность сделать несколько снимков подряд с разной экспозицией). С некоторыми оговорками (ручные установки экспозиции и выравнивание нескольких кадров средствами Фотошопа) и с таким фотоаппаратом можно сделать настоящий HDR, подробнее о чем читайте в октябрьском номере журнала «Фотодело». Кстати, обратите внимание - статью предваряет мой фотоснимок (справа).

2) При съемке камерой с возможностью брекетинга, но в условиях, когда установка штатива невозможна (например, съемка со штатива во многих музеях платная) или его нет, как нет и условий для более или менее относительной стабилизации для серии кадров (съемка с лодки на волнах, зевающего кота или из мчащегося автомобиля).

3) При работе с файлом, полученным при сканировании старой выцветшей фотографии.

4) Когда снимали не вы, а подружка или бабушка, не отличающие пленку от аналога и из всех настроек предпочитающие "зеленый квадратик" (автомат).

То есть для всех тех ситуаций, когда волею судьбы у нас в руках оказался один-единственный кадр с безвозвратно утерянной при сжатии в jpeg информацией, когда настоящий HDRi сделать уже не получиться, а динамики и теней добавить хочется.

Все, что нам нужно, это редактор изображений Adobe Photoshop, художественное чутье и пять минут времени.

Для примера возьмем кадр, сделанный с верхних ступенек Храма Христа Спасителя. Впереди Москва-река. Условия для съемки обычные для осенней Москвы. Хмурь. Выдержка - 1/100, диафрагма - 6.3. SLR-зеркалка, широкоугольный объектив.

HDR фото

Что такого увидел глаз фотографа? Почему он поднял камеру и сделал этот снимок?

  1. Красивая жесткая давлеющая структура камня на облицовке фундамента храма, удачно сочетающаяся с погодой и небом.
  2. Несоразмерно маленькие фигурки людей в контрасте с нависшими над ними стенами.
  3. Стыки между камнями, разнонаправленность которых дает ощущение закручивающе-спирального движения стены, упирающейся в тяжелое свинцовое небо.
  4. Небо, которое, кажется, поддерживает стену и не дает ей упасть на крошечные фигурки людей у подножья.
  5. Облака маленькие и соразмерны облицовочному камню, что делает этот камень еще более давящим и зловещим.

Получившееся фото НИКАКИХ похожих ассоциаций не рождает. Кадр, грубо говоря, просто отстойный. Динамического диапазона не хватило катастрофически.

Плоская фактура, серое небо, гладкое плоское пятно тротуарной плитки, фигуры людей похожи на брошенный мусор. Глаз зрителя не может найти на заднем плане предмет знакомого размера, чтобы оценить глубину перспективы, отчего все становиться еще более плоским. Облаков почти не видно. Кадр не просто проходной, а сразу в помойку.

Попробуем вернуть хоть часть первоначального замысла, руководствуясь главным принципом: все сделать быстро.

Открываем Photoshop, создаем три (для быстроты всего три) корректировочных слоя Levels. Один - общий корректировочный (для повышения конрастности) и по одному для светлых и темных областей (shadows и highlights).

Первым слоем (назовем его Levels-midtones) повышаем общий контраст, чтобы подчеркнуть и выделить все тени, а значит фактуру камня и стыки. Уже после этого глаз зрителя подсознательно начинает двигаться по кадру ОСМАТРИВАЯ его, а не пробегая мимо.

На втором корректировочном слое для пересвеченных областей (назовем его Levels-highlights) затемняем кадр (целиком) и вытягиваем самый сложный элемент на любой цифровой фотографии - небо.

HDR фото

Третьим слоем (Levels-shadows) высветляем все темные области.

HDR фото

Но если мы включим сейчас все три слоя одновременно, то получим переконтрастченное черно-синее пятно. Поэтому теперь очередь за кисточкой.

Маски каждого из слоев на данный момент белые; делаем черными маски слоев для теней и светов, заливая их черной краской; маска среднего слоя, скорее всего, должна остаться белой (слой применяется ко всему кадру).

Рисуем белой кисточкой по слою Levels-shadows в тех местах, которые просятся быть светлее. Подчеркиваем спиральное движение и разбег облицовки мазками посередине, вдоль центра каждой, параллельно швам, или слегка закручивая, чтобы глаз зрителя увидел, но мозг не понял обмана.

Аналогичную процедуру проводим со слоем Levels-highlights.

Лишние мазки легко меняем на нужные, переключая кисточку с черной на белую и наоборот. Если необходимо сделать слабый (полупрозрачный) мазок, то используем серую кисточку или уменьшаем непрозрачность черной.

Так, однообразное пятно плиточного тротуара в правом нижнем углу перестает быть плоским после тычка кисточкой в центр каждой плитки.

HDR фотоHDR фото

Итак, всего десяток мазков кисточкой делают кадр объемным. Появилось небо и глубина. Шедевра, конечно, не получилось, да и небо больше не вписывается в идею, но разница налицо. В идеале, хотелось бы, чтобы теперь глаз зрителя, начиная снизу слева, по кругу осматривал весь снимок, утыкаясь в фигуры людей на правой стороне, проникаясь в процессе просмотра пониманием ничтожности человеческой жизни в городских джунглях. Но здесь, к сожалению, закончить эту идею не получается. Кадр все равно идет в корзину, хотя уже с чувством глубокого удовлетворения. Однако если бы такой снимок был бы сделан в чужом городе во время единственной экскурсии, терять его было бы жалко, и он занял бы свое место в фотоальбоме.

Времени на все про все - пять минут.

Я и сам иногда пользуюсь этим способом, особенно после интерьерной фотосъемки, когда хочется сделать красиво, а заказчик не готов платить ни за студийный свет, ни за качество.

В заключение, отмечу, что для создания ПРАВДИВОГО псевдо-HDR важно не столько знание Фотошопа, сколько глубокое понимание психологии фотографии, психологии зрителя и основ изобразительного искусства. Я не изобретаю ничего нового, просто в примитивном варианте применяю к фотографии некоторые принципы сфумато (в части придания объема темными и светлыми мазками) - техники живописи, изобретенной Леонардо да Винчи (надеюсь, мастер Леонардо от этого в гробу не переворачивается).

Конечно, что-то можно сделать и по-другому, и лучше. Признаюсь по секрету, в 90% случаев я вообще не понимаю, зачем тратить время на то, о чем нужно было думать еще при съемке. Но поскольку всех не переучишь, в сутках всего 24 часа, то этот метод - хороший компромисс между потраченным временем и результатом.

P.S. В сжатом виде ознакомиться с психологическими основами управления потребителем (а ваш зритель и есть потребитель вашей фотопродукции), можно прочитав мою статью Психологические аспекты рекламы.

Индекс цитирования.