Факты о фотографии. Период зарождения фотографии.

Предвестники светописи (1694—1802)

1694 г.— Гомберг (Wilhelm Homberg, Германия) обнаружил образование почернения поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте, т. е. открыл светочувствительность азотнокислого серебра. 1727 г.— Шульце (Johann Heinrich Schulze, Германия) наблюдал светочувствительность хлористого серебра и впервые показал эффект светописи.

1777 г.— Шееле (Carl Wilhelm Scheele, Швеция) показал действие спектральных лучей на хлористое серебро и обнаружил его растворимость в аммиачном растворе.

1801 г.— Риттер (Johann Wilhelm Ritter, Германия) открыл ультрафиолетовые лучи по их действию — почернению хлористого серебра.

1802 г.— Веджвуд (Thomas Wedgwood, Англия) получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра; этот способ не могли применять на практике, поскольку не было известно закрепление — фиксирование — изображения.

1802 г.— Дэви (Humphrey Davy, Англия) применил способ Веджвуда для получения в солнечном микроскопе снимков с мелких объектов, но также без фиксирования.

Гелиографические опыты (1813—1849)

1813 г.— Ньепс (Joseph Nicep-hore Niepce, Франция) начал опыты по получению светописных отпечатков на литографском камне и пластинках из олова, покрытых лаками своего изобретения,— он назвал этот способ гелиографией.

1816 г.— Ньепс (Joseph Nicep-hore Niepce, Франция) получил изображение в приспособленной им камере на бумаге с хлористым серебром, но без фиксирования.

1822 г.— Ньепс (Joseph Nicep-hore Niepce, Франция) разработал окончательный способ получения изображений гравюр и рисунков, применив асфальтовое покрытие, последующее травление и оттиски с образованного рельефного клише. 1828 г.— Ньепс изобрел аналогичный способ получения снимков на посеребренных пластинках и применил для усиления теней пары йода.

1847 г.— Абэль Ньепс де Сен-Виктор (Abel Niepce de Saint-Victor, Франция) разработал способ ньепсотипии — фотографирование на стеклянные пластинки со слоем альбумина, содержащего йодистый калий и очувствляемого купанием в растворе нитрата серебра.

Генрих Шульце (1687—1744), Томас Веджвуд (1771—1805).

1849 г.— Бланкар-Эврар (Louis Blanquart-Evrard, Франция) усовершенствовал гелиографию, применив коагуляцию альбуминового слоя парами уксусной кислоты.

Применение гелиографии для полиграфических целей (1850—1855)

1850 г.— Жилло (Fermin Gillots, Франция) разработал цинкографический способ перевода штриховых рисунков с литографского камня на цинк для получения выпуклого клише.

1852 г.— Фокс Талбот (William Henry Fox Talbot, Англия), Карл Вильгельм Шееле (Cnocod TajiCoTunuu 1742—1786) получил английский патент на применение растра между негативом и слоем позитивного изображения. 1853 г.— Лемерсье и другие (Lemercier, Noel Marie Palma, Lerebours, Alphons Davanne, Франция) впервые разработали полутоновую фотолитографию на основе асфальтового принципа.

1855 г.— Ньепс де Сен-Виктор начал изготовление первых полутоновых гелиогравюр путем травления асфальтового слоя на стальной пластинке.

Поворотные точки

Первый дагерротип изобрел в 1839 г. Луи Жак Манд Дагер, французский физик и художник-декоратор.

Первое стойкое изображение в камере-обскуре Нисефор Ньепс получил в 1822 г.

Байонет Nikon F не менялся с 1959 г.

В 1937 г. Такеши Митараи организовал Precision Optical Industry Co. Ltd., в 1969 г. переименованную в Canon.

В 60-х гг. 19 века фабрики начали выпускать специальную мебель для фотоателье.

В 1894 г. в Москве было основано Русское фотографическое общество (РФО).

В 1857 г. О.Рейландер создал фотографию «Два пути жизни» размером 40х80 см, скомбинированную из более чем 30-ти негативов.

В 1910-х гг. при участии Н.А.Петрова в России появилось пиктореалистическое движение «Молодое искусство».

Первое в России фотообщество (1866) - V отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО).

В 1892 г. V отдел ИРТО организовал теоретические и практические курсы светописи из 17 лекций и практических занятий.

В 1897 г. было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество.

Некоторые достижения фотографической науки

1976 г.— Вендровский К. В. с сотрудниками (СССР) предложил важный для структурометрической практики способ измерения частотно-контрастных характеристик (ЧКХ) фотоматериалов.

1977 г.— Маскаски (США) предложил использовать в фотографических эмульсиях композиционные микрокристаллы эпитаксиального строения. Он ввел термин «эпитаксиальные фотографические эмульсии». Явление эпитаксии означает ориентированный рост одного микрокристалла на поверхности другого или на подложке, что определяется условиями сопряжения кристаллических решеток. Первые патенты на новую эмульсионную технологию относятся к 1979 году (США) и 1981 году (Великобритания).

Синтез фотографическихэмульсий, содержащих эпитаксиальные и пластинчатые Т-крисаллы, получил широкое научно-практическое распространение в одни и те же годы в различных странах: в США (фирма «Кодак», 1978—1979), в ФРГ (фирма «Агфа-Геварт», 1977—1981), Японии (фирма «Конисироку» «Kolishiroku Photo», 1978—1981). Промышленный интерес к такого рода эмульсиям объясняется перспективами повышения светочувствительности до уровня, определяемого квантовыми ограничениями.

1960 год. Успехи в в области эпитаксиальных эмульсий. Ю. М. Прохоцкий и Ю. Б. Виленский опубликовали результаты исследований синтеза эмульсий, состоящих из микрокристаллов слоистого строения; авторы обозначили их формулой «ядро — оболочка». Позднее эти исследования были продолжены. В 1978 году Ю. А. Бреславу и В. В. Пейсахову было выдано авторское свидетельство на способ получения гетероэпитаксиальных эмульсий, ядро микрокристаллов в которых состоит из оксида магния и других оксидов. В 1982 году опубликовано (В. М. Белоус с сотрудниками) исследование эволюции примесных центров при химической сенсибилизации эмульсий с микрокристаллами «ядро — оболочка» гомоэпитаксиального типа. В 1985 году защищены авторскими свидетельствами (Ю. А. Бреслав, В. В. Пейсахов, В. В. Андрианов) эмульсии, твердая фаза которых содержит гомоэпитаксиальные и таблитчатые микрокристаллы.

1979—1980 гг.— К. С. Богомолов, Л. Я. Каплун и другие опубликовали сведения о новых высокочувствительных слоях для голографической записи изображений. Их регистрирующие среды отличаются высоким уровнем как дифракционной эффективности, так и светочувствительности.

1982—1985 гг.— Достигнуты крупные успехи в области производства цветных пленок с применением новых эмульсий с микрокристаллами эпитаксиального и таблитчатого строения. Фирма «Кодак» (США) выпустила цветную негативную пленку «Кодаколор» (1982); в зелено- и красночувствительных слоях этой пленки содержатся таблитчатые микрокристаллы. Фирма «Фуджи» (Япония) выпустила аналогичную пленку «Фуджиколор» (1984), в эмульсиях которой использованы гомоэпитаксиальные плоские микрокристаллы; ее весьма высокая светочувствительность дает возможность проводить киносъемку (без подсветки) на освещенных городских улицах в ночное время.

Фирма «Агфа-Геварт» выпустила аналогичную негативную пленку «Агфаколор» (1985), содержащую эмульсии с двойниковыми микрокристаллами, с особым строением сложного эмульсионного покрытия. Необходимо, однако, заметить, что достижение эффекта столь высокой светочувствительности связано не только с успехами в области синтеза эмульсий, но и с более активным процессом визуализации при химико-фотографической обработке.

 Индекс цитирования.