Фотобумаги и фотографические процессы

Фотобумаги с химическим проявлением (1879—1894)

1879 г.— Сван (Joseph Wilson Swann, Англия) ввел в практику производство позитивной бромосеребряной желатиновой фотобумаги с проявлением.

1880 г.— Начато широкое применение бромосеребряных бумаг для печати при искусственном свете и с увеличением.

1881 г.— Эдер и Пиччигелли (Giuseppe Pizzighelli) опубликовали способ применения хлоросеребряной желатиновой эмульсии с проявлением для позитивной печати и изготовления диапозитивов.

1883 г.— Шлёттергосс (R. Schloeterhoss) запатентовал копировальный автомат для массовой печати.

1883 г.— Юст (E. A. Jus) основал в Вене первое предприятие по производству бромосеребряной желатиновой фотобумаги с проявлением и с помощью копировального автомата организовал производство серийных фотографий большим тиражом.

1883 г.— Эдер обратил внимание на преимущества хлоробро-мосеребряных желатиновых эмульсий для фотобумаг, диапозитивов и позитивной кинопленки и положил начало массовому производству фотоматериалов этой категории.

1884 г.— Истмен (George Eastman, США) сконструировал поливную машину для производства фотобумаг и фотопленок, положив начало интенсивному развитию фотоэмульсионной промышленности.

1893 г.— Начало производства газопечатных фотобумаг и вообще широкого применения хлоросеребряных фотобумаг с проявлением.

1894 г.— Немецкая фирма Новое Фотографическре Общество («Neue Photographische Gesellschaft») открыла производство разных сортов бромосеребряных фотобумаг, отличающихся структурой подложки и характером поверхности.

1894 г.— Фирма «Истмен-Кодак» выпустила матовую бромосеребряную фотобумагу «Платинобромид» с прибавлением в эмульсию крахмальной муки.

Процессы на хромированных коллоидах (1852—1922)

1852 г.— Талбот обнаружил светочувствительность желатины, пропитанной раствором бихромата калия, и потерю ею на свету растворимости в горячей воде.

1855 г.— Пуатвен (Alphonse Louis Poitevin, Франция) установил принцип пигментной печати; однако проявленные горячей водой изображения теряли полутона.

1858 г.— Барнет (J. C. Burnett, Англия) рекомендовал печатать с обратной стороны пигментной бумаги, чтобы укрепить слой с изображением на подложке и сохранить полутона.

1858 г.— Пунси (John Pouncy) получил английский патент на гуммиарабиковый способ печати.

1864 г.— Сван получил английский патент на способ проявления пигментного слоя на временной подложке с переносом на постоянную.

1869 г.— Джонсон упростил пигментную печать, предложив специальную подложку для проявления, с которой желатиновый окрашенный слой легко отделялся и мог быть перенесен на любую другую подложку.

1904 г.— Раулинс (E. H. Rawlins) разработал масляный способ позитивной печати, заключающийся в нанесении жирной краски на влажный желатиновый слой, экспонированный под негативом после химической сенсибилизации бихроматом калия.

1905 г.— Манли (Thomas Manly) описал способ озобромной печати.

1907 г.— Уолл (E. J. Wall) модифицировал масляный способ в бромомасляный, аналогичный озобромному.

1907 г.— Пайпер (C. Welborn Piper) усовершенствовал первоначальный бромомасляный процесс и довел его до стадии, представляющей ценность для художественной фотографии.

1919 г.— Фармер разработал упрощенный способ озобромии, назвав его карбропроцессом.

1922 г.— Намиас разработал процесс, в котором пигментное изображение получалось вместо нанесения краски путем запыления окрашенными порошками.

Цветофотографические процессы. Цветообразование под действием света (1782—1900)

1782 г.— Сенебье (Jean Senebier, Швейцария) наблюдал при облучении хлористого серебра спектральными фиолетовыми лучами синее окрашивание.

1810 г.— Зеебек (Thomas Johann Seebeck) действовал спектрально разложенным светом на мокрый слой хлористого серебра и наблюдал появление цветов, близких к спектральным, но закрепить эти цвета оказалось невозможным.

1840 г.— Гершель наблюдал цветообразование на хлоросереб ряной бумаге, предварительно вычерненной на солнце: под действием солнечного спектра возникали основные цвета — красный, зеленый, синий; аналогичные опыты проводил Пуатвен.

1847—1849 гг.— Беккерель получал цветное изображение спектра на серебряной (посеребренной) полированной пластинке, подвергнутой хлорированию, причем изображение было стойким при слабом освещении и длительно сохранялось в темноте. Это был прототип интерференционного метода.

1851 — 1866 гг.— Ньепс дс Сен-Виктор повторял опыты Беккереля и получал цветные изображения, стойкость которых он удлинял обработкой насыщенным раствором хлористого свинца с декстрином.

1865 г.— Пуатвен получил цветные изображения на бумаге, покрытой хлористым серебром и обработанной хлористым оловом после экспонирования в лучах спектра, однако эти изображения со временем выцветали.

1891 г.— Липпман (Gabriel Lippmann, Франция) изобрел интерференционный метод цветной фотографии.

1900 г.— Усагин И. Ф. демонстрировал свои цветные изображения спектров на Международной выставке в Париже и получил высокую оценку Липпмана.

Аддитивно-субтрактивные способы цветовоспроизведения (1861—1926)

1861 г.— Максвелл (James Clerc Maxwell, Англия) первый экспериментально доказал возможность передачи натуральных цветов путем аддитивного сложения трех частичных изображений — красного, зеленого и синего.

1868 г.— Дюко дю Орон (Louis Ducos du Hauron, Франция) получил патент на изготовление снимков в натуральных цветах и в 1869 г. представил опытные образцы: он получал частичные негативы через три светофильтра основных цветов, печатал позитивные изображения пигментным способом в дополнительных цветах и, совмещая, получал многоцветное изображение.

1869 г.— Кро (Charles Cros, Шарль Кро 1842—1888) опубликовал аналогичный способ цветной фотографии, разработанный им независимо от Дюко дю Орона. Описание он представил во Французскую Академию наук еще в 1867 г.

1888 г.— Айве (Frederic Eugen Ives, США) осуществил аддитивное образование цветного изображения на экране путем одновременного проецирования трех частичных диапозитивов — красного, зеленого, синего.

1892 г.— Макдоноу (Macdonouhg) получил американский патент на четырехцветный растр из окрашенных зерен шеллака на целлулоидной подложке для аддитивной цветной фотографии.

1894 г.—Джоли (J. Joly, Ирландия) предложил трехцветный растр в виде окрашенных линий, нанесенных на стеклянную пластинку, и описал способ получения диапозитива в натуральных цветах, напечатанного с негатива при съемке через растр и рассматриваемого через тот нее растр.

1897 г.— Дюко дю Орон предложил способ трипак в виде комбинации трех слоев с двумя промежуточными светофильтрами, который применяли (1929) для аддитивной цветной проекции.

1905 г.— Кёниг разработал способ пинапии, основанный на впитывании водорастворимых красителей в рельеф набухания, полученный при печати с диапозитива.

1907 г.— Братья Люмьер выпустили пластинки «Автохром» с трехцветным растром из крахмальных спрессованных зерен, находящихся под эмульсионным панхроматическим слоем.

1907 г.— Смит (J. H. Smith, Швейцария) и Меркенс (W. Merckens, Швейцария) разработали цветную фотобумагу «Watercolor» на основе процесса выцветания ахроматической смеси красителей в присутствии сенсибилизатора.

1913 г.— Фабрика Педжет (Англия) выпустила в продажу специальный трехцветный растр, который прижимался к диапозитиву, напечатанному с негатива, снятого через этот растр.

1919 г.— Фармер разработал метод цветной фотографии карбро, заключающийся в получении частичных изображений озобромным способом с цветоделенных серебряных позитивов.

1922 г.— Прокудин-Горский С. М. получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через соответствующие светофильтры.

1923 г.— Фирма «Агфа» начала выпуск пластинок «Агфаколор» с трехцветным мозаичным растром.

1926 г.— Опубликован способ Иос-Пэ (Jos-Pe) получения многоцветных фотоснимков, для чего была сконструирована специальная фотокамера, позволяющая при одной экспозиции получать три цветоделенных негатива; разработан способ трехцветной позитивной печати.

Цветная фотография на многослойных фотоматериалах (1907—1950)

1907 г.— Гомолка описал метод цветного проявления, основанный на окрашивании остаточного изображения при удалении проявленного серебра.

1912 г.— Фишер (Rudolf Fischer, Германия) сообщил полученные им результаты по цветному проявлению, которые были положены в основу производства многослойных фотоматериалов.

1935 г.— Фирма «Кодак» предложила новый способ цветной фотографии в виде трехслойной на одной подложке пленки «Кодахром».

1937 г.— Фирма «Агфа» предложила аналогичный способ — новый «Агфаколор», отличающийся от «Кодахрома» по обработке.

1941 г.— Фирма «Агфа» выпустила пленки «Агфаколор» для негативно-позитивного процесса.

1945 г.— Фирма «Анско» изготовила пленки с обращением «Анскоколор»; в этих пленках, как и в «Агфаколор», применялись недиффундирующие компоненты, образующие частичные моноцветные изображения в трех элементарных слоях.

1947—1950 гг.— Выпущены цветные кинофотоматериалы не только фирмами «Агфа» и «Кодак», но и другими зарубежными фирмами, например «Геварт» (Бельгия), «Феррания» (Италия), «Фуджифото» (Япония).

1948 г.— Фирма «Кодак» изготовила негативную пленку «Эктаколор» с окрашенными маскирующими компонентами.

1950 г.— Фирма «Дюпон» выпустила трехслойную позитивную пленку для печати цветных позитивных копий с черно-белых цветоделенных негативов. Здесь был применен заменитель желатины — синтетический полимер.

Бессеребряные фотографические процессы. Светокопирование на солях железа (1725—1897)

1725 г.— Граф Бестужев обнаружил светочувствительность солей железа — фотохимическое восстановление окисных солей в закисные.

1780 г.— Доберейнер (Johonn Wolfgang Doebereiner, Германия) открыл светочувствительность щавелевокислого (окисного) железа.

1842 г.— Гершель изобрел ферропруссиатную бумагу: процесс цианотипии, в котором светочувствительной средой является лимоннокислое (окисное) железо; при светокопировании чертежей и после обработки раствором красной кровяной соли образуются белые линии на синем фоне.

1877 г.— Пелле усовершенствовал цианотипный процесс введением гуммиарабика в сенсибилизирующий раствор и осуществлением проявления желтой кровяной солью,— в результате образуются синие линии на белом фоне.

1880 г.— Ригель (Riegel) разработал феррогалловый способ: светокопирование черными линиями на белом фоне.

1883 г.— Колас (Colas, Франция) выпустил в продажу железогалловую светокопировальную бумагу.

1889 г.— Николь (W. W. J. Nicol) получил английский патент на фотобумагу — каллитипную,— очувствляемую раствором щавелевокислого железа с солью серебра; после проявления калиевой (натриевой) солью щавелевой или лимонной кислоты (или сегнетовой солью) получается отпечаток нейтрально-серого тона.

1894 г.— Арндт и Пруст (Arndt, Proost) разработали светокопировальную бумагу «Sepia-Blitz», образующую коричневые линии на белом фоне.

1897 г.— Валента (Eduard Valenta) изготовил более чувствительную бумагу с железо-аммонийной лимоннокислой солью, дающую при копировании зеленые линии.

Процессы на солях платины, палладия и других металлов (1873—1920

1873 г.— Виллис (William Willis) открыл платинотипный способ получения изображений, представляющий интерес для художественной фотографии.

Первый опыт печати на платинатипной бумаге (Д. Пиччигелли)

1880 г.— В Лондоне выпущена для продажи готовая платинотипная фотобумага для позитивной печати с горячим проявлением. Через два года там же вышла платинотипная бумага для холодного проявления.

1887 г.— Пиччигелли разработал способ печати на платино-типной бумаге с получением сразу видимого изображения

1913 г.— В Лондоне выпущена фотобумага, содержащая в слое смесь платиновой и серебряной соли и обрабатываемая как обычная платинотипная бумага с горячим проявлением.

1915 г.— Томсон (J. Tomson) описал серебряно-платиновый способ позитивной печати с уменьшением платины.

1918 г.— Смит (W. H. Smith) изготовил платино-палладиевую бумагу, которая была выпущена для продажи в Лондоне. Фотохимические, фотоэлектрические и термографические способы (1881—1958).

1881 г.— Бертло и Вьелль открыли светочувствительность ароматических диазосоединений.

1885 г.— Вест (West) показал возможность применения ароматических диазосоединений для фотографических целей.

1887 г.— Грин (Огееп) изготовил впервые светочувствительную фотобумагу и получил на ней светописное изображение, в 1917 году взял патент на это изобретение.

1916 г.— Горин Е. Е. впервые использовал фотопроводимость для получения изображения,назвав этот способ электрофотографией.

1927 г.— Фирма «Калле» («Kalle») начала промышленное производство диазотипной светокопировальной бумаги. 1938 г.— Карлсон взял патент на электрофотографический способ, назвав его ксерографией (сухой способ).

1949 г.— Способ ксерографии был описан в фотографическом журнале, после того как в 1944 году описание появилось в радиотехническом журнале.

1950 г.— Выпущены первые устройства с полупроводниковым приемником из селена и необходимые материалы для получения изображений.

1954 г.— В качестве приемника, на котором получается конечное изображение, принят цинкоксидный слой на бумажной подложке; способ, названный «Электрофакс», позволяет использовать спектральную сенсибилизацию.

1958 г.— Описан везикулярный светочувствительный материал «Кальфакс», выпускаемый фирмой «Кальвар» (США).

Фототермография — Миллер — с 1952 года.

Фотополимеризация — Остер — с 1956 года.

Фоторельефография — Гленн — с 1957 года.

Фотохромия — фирма «Каш Регистер» — с 1959 года.

 Индекс цитирования.